Советские нереализованные проекты

советские нереализованные проекты



Середина 20 века — исключительное время для России и СССР. Страна семимильными шагами восстановилась после разрушительной войны 1941-1945 гг, но и стала мировым лидером в научной области. Давайте рассмотрим Советские нереализованные проекты, которые могли перевернуть мир и сделать страну могущественнее, но из-за бюрократической машины не доведены до ума.

Нереализованный проект Советского интернета

бенжамин петерс - книга о советском интернетеЯ сам связан с IT областью и этот проект для меня как красная тряпка для быка. Жаль действительно талантливого ученого и одного из лучших математиков 60-ых и 70-ых годов Виктора Михайловича Глушкова. Жаль, что его гениальная идея загублена выскочками бюрократами, которые умеют только разглагольствовать. И так начнем по порядку. В 1962 году Косыгиным была поставлена задача разработать «Красный интернет». В 1966 году под руководством Глушково построена первая ЭВМ, под названием МИР-1 (машина для инженерных расчетов). На этом Виктор Михайлович не останавливается и активно ведет научную деятельность по объединению ЭВМ в одну сеть. Так появилась идея создать ОГАС (Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации). Полее подробно о этом проекте можно почитать в книге Бенджамина Питерса — How Not to Network a Nation: The Uneasy History of the Soviet Internet. — MIT Press, 2016.

В СССР все согласования делались очень долго. Несмотря на то, что Глушков был депутатом Верховного совета СССР это не сильно спасало ситуацию.  В середине 70-ых годов было организовано строительство двух крупных центров ОГАС в Санкт Петербурге и Москве. Пытались запустить пробные проекты, но после скоропостижной смерти Виктора Михайловича в 1982 году разработка советского интернета фактически был заморожен. В 1989 году он был закрыт как неперспективный. К сожалению, кроме Глушков никто не лоббировал проект Советского интернета, а жаль ведь все могло быть иначе.

По замыслу Виктора Михайловича, после постройки двух центров в Москве и Санкт Петербурге уже через 2 года должен был произойти первый пилотный запуск Интернета между двумя столицами бывшего СССР.  В некоторых аспектах Советский Интернет во многом опережал свое время:

  • первые гипертекст, система ссылок, которая была положена в основу интернета, предложена была в СССР.
  • ОГАС разрабатывалась для внедрения безбумажного документооборота
  • планировалось использование естественного языка программирования (советский аналог Siri)
  • безналичный расчет и запуск электронных денег рассматривался при проектировании (Проект советских e-money был подготовлен Глушковым еще в 1962 году, но тогда не вызвал интереса у руководства страны.)

ОГАС позволил бы более эффективно управлять народным хозяйством, поставить под контроль гигантские ресурсы, решить множество проблем которые экономика уже начала испытывать. В частности и дефицит товаров народного потребления. Однако, проект был реализован лишь частично — в виде автоматических систем управления на предприятиях. Но частичные методы проблемы не решили.

Цитата из книги Питерса:

«Советский Союз не смог построить интернет не столько из-за нехватки технологий или отсутствия частной собственности, — пишет Питерс, — сколько из-за невозможности протолкнуть столь масштабный проект через все ведомства, интересам которых он противоречил».

Отдельно хочется рассказать историю инженера Анатолия Китова, который еще в 1958 году создал компьютер М-100 (индекс 100 обозначал возможность выполнения 100 операций в секунду). Инженер даже направил Хрущеву материалы, названные «Красная книга». Но об этом в другой статье. Когда страница о проекте Китова будет готова ссылка на нее появится внизу этой статьи.

Неосуществлённые в СССР проекты скоростного железнодорожного сообщения

В 1964 году к Олимпиаде Япония запускает всемирноизвестную линию Синкансэн. Первый поезд перемещался по рельсам со скоростью 210 км/час. Сразу после Олимпиады в руководстве СССР было принято решение создать высокоскоростное железнодорожное сообщение в стране.

ЭР200 стал первым советским скоростным поездом. Опытный образец состоявший из 6 вагонов (2 головных и 4 моторных) был построен на Рижском вагоноремонтном заводе в 1973 году. В течении 6 лет проходила отладка,настройка и тестирование электропоезда.

высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Пилотный проект планировало запустить для соединения Москвы и Санкт Петербурга. Первый прогон скоростного железнодорожного поезда с пассажирами состоялся в 1979 году. Максимальная скорость достигнутая при движении состава составляла 160 км/час. Первый высокоскоростной железнодорожный поезд полностью разработанный в СССР отправился в свой первый рейс только в 1984 году. К этому времени высокоскоростные линии были уже в Италии, Франции и 20 лет уже существовали в Японии.

салон электропоезда ЭР200
Салон электропоезда ЭР200

С 1984 года по 2009 год поезд ЭР200 эксплуатировался на линии между Москвой и Санкт Петербургом на постоянной основе. Скоростной железнодорожный поезд стал очередным нереализованным проектом СССР.

В 2009 году был закрыт проект российского высокоскоростного электропоезда «Сокол-250», его сменил поезд иностранного производства «Сапсан». Обязательно прочитайте мою статью об авиакатастрофе в Шереметьево в 2019 годы. В ней вы найдете аналогии с этой историей. В свое время был заморожен уже готовый самолет ТУ-334 и взамен этого авиалайнера разработали SSJ-100.

Советские шаттлы — реализованный, но не доведенный до ума проект СССР.

Не удивительно, что почти реализованным проектом бывшего СССР опережающим свое время была разработка советских шаттлов. Все знают Буран — вершину инженерной мысли советских ученных. Шаттл во многом опередил свое время, превосходил американские аналоги по ряду параметров. На Буране впервые в мире была применена технология автопилота.

Небольшая история:
Во время посадки шаттла Буран произошла интересная история. Космический корабль садился на автопилоте по заранее подготовленной траектории. Руководители полета были удивлены, что космический корабль изменил траекторию посадки. В воздух даже были подняты истребители для того, чтобы сбить шаттл. В итоге Буран беспроблемно сел на аэродром. После разбора ситуации оказалось, что компьютер сделал такой маневр, чтобы уменьшить скорость шаттла перед посадкой, посчитав ее завышенной. Автопилот разработанный советскими ученными справился с нештатной ситуацией и верно рассчитал новую траекторию посадки.

Но не многие знаю, что помимо Бурана планировалось запустить еще несколько шаттлов:

  • Буря — второй аналог Бурана. К 1992 году был готов на 95%. В итоге был разграблен и частично вывезен заграницу.
  • Байкал — советский шаттл рассчитанный на многодневное пилотирование в космосе. По состоянию на 1993 год — готовность 45%. Так же безвозвратно утерян.

Было так же заложено еще два, на тот момент «безымянных» изделия, «2.02» (готовность 10—20 %) и «2.03» (задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода).

Незавершенный советский проект сверхзвуковых авиалайнеров

сверхзвуковой пассажирский авиалайнер ту-144

И мы снова в 60-ых. Какие люди, какие проекты и какие идеи. Как жаль, что сейчас Россия уже не такая. 31 декабря 1968 года ТУ-144 совершил свой первый испытательный полет. Это был не просто самолет — это был первый сверхзвуковой самолет. Недостижимая для обычного самолета скорость в 2500 км/час просто поражала воображение. Свой первый регулярный рейс «Москва – Алма-Ата» Ту-144 совершил 1 ноября 1977 года. По состоянию на 16 мая 2019 года таких самолетов осталось 8 штук. Все они уже не летают, а находятся в музеях или на хранении.

Удивительно и то, что обладая такой историей и такими наработками КБ Туполева в 2005 году Россия решила создать SSJ-100. Создать — это громко сказано. Собрать SSJ-100 из иностранных компонентов по аналогии с самолетами Boeing. А сейчас в январе 2018 года возвращается к самолету ТУ-334, который в 2005 году был заморожен. И это несмотря на то, что 2 лайнера уже были полностью готовы и сертифицированы к эксплуатации, а SSJ-100 только начинал разрабатывать.

Материал о незавершенных проектах СССР выходит длинным и интересным, поэтому мне придется разбить его на несколько частей. Продолжение скоро появится. Жду ваших комментариев, особенно если я где-то ошибся и написал что-то не то …

 

Author: Александр Захаркив