Эксплуатация и все катастрофы ТУ-154

Катастрофы Ту-154



Легенда советского авиастроения Ту-154 разрабатывался КБ им. Туполева как первый авиалайнер СССР не имеющий военного назначения. Самолет проектировался для народа и должен был послужить рабочей лошадкой на долгие годы для гражданской авиации страны. 45 лет завод «Авиакор» в Самаре производил самолеты Ту-154 различной модификации. За эти годы было построено 922 воздушных судна. Более 25 лет конвейер завода работал на полную мощность. С 1968 года по 2019 год произошла 71 катастрофа с участием авиалайнера. Большинство из них по вине экипажа, перегрузки самолета или заправке некачественного топлива.

Количество выпушенных самолетов Ту-154

Число изготовленных самолетов Ту-154

Наиболее известными катастрофами с участием Ту-154

Сверх надежный самолет выдерживал сложные климатические условия. Приспособлен для эксплуатации на различных территориях страны, шасси позволяло посадку на ВПП 2 класса. Авиалайнер был не требователен к качеству топлива. Выдерживал перегрузки и прощал летчикам ошибки управления. Только в экстраординарных случаях самолет не долетал до конечного аэропорта. Вспомним самые известные катастрофы Ту-154:

  • 10 июля 1985 года недалеко от Учкудука случилась самая масштабная катастрофа. Авиакатастрофа была вызвана перегрузкой самолета. Погибли все пассажиры — 200 человек.
  • Катастрофа над Смоленском в 2010 году с президентом Польши Львом Качинским
    • В сложных метеорологических условиях пилоты совершили ошибку и проигнорировали сигнал об опасном сближении с землей
    • Ошибками пилотов закончились катастрофы в Донецке (авиакомпания Пулково), в Норвегии ( авиакомпания Внуковские авиалинии), в Шардже и многих других местах
  • 4 декабря 2010 года при вынужденной посадке в аэропорту Домодедово лайнер Ту-154М выкатился за посадочную линию и разрушился.
    • К катастрофе привела роковая халатность. В 1997 году лайнеру потребовалась замена двигателя. После ремонта двигателя компанией ВАРЗ-400 агрегат дал первый отказ через год эксплуатации. Далее самолет простоял 9 лет в ангаре и был частично разукомплектован. После выкупа судна Дагестанскими авиалиниями Ту-154М был приведен в летное состояние и начал эксплуатироваться. Сложная техническая история и ряд не решенных проблем в совокупности с ошибкой бортинженера привели к случившемуся событию
  • 1984 год был омрачен катастрофой Ту-154 в городе Омск.
    • Из-за ошибки диспетчера погибло 174 человека. Осуществляя посадку самолет столкнулся с обслуживающей аэродром техникой. Причиной трагедии послужило не включенное табло о том, что ВВП занята. Диспетчер банально уснул на рабочем месте.
    • В 2002 году швейцарский диспетчер позволил столкнуться грузовому Boeing  Ту-154М в воздушном пространстве. По этой катастрофе был снят фильм с участием Арнольда Шварцнейгера. Причина: сон диспетчера.
  • При учениях вооруженных сил Украины в 2011 году над Черным морем был сбит Ту-154

Список всех авиакатастроф с Ту-154 на карте

Катастрофы с участием самолета Ту-154М

Бывают уникальные случаи. Нередко авиакатастрофу можно избежать. Благодаря грамотным действиям пилотов в 2010 году не потерпел катастрофу Ту-154М компании Алроса. Несмотря на оба неработающих двигателя летчики посадили самолет на взлетно-посадочную полосу 2 класса в городе Ижма. Все 80 пассажиров самолета не пострадали.

Список авиакатастроф Ту-154 с максимальным количеством смертей

19 февраля 1973. г.Прага. Потерпел катастрофу, не долетев 470 метров до ВПП. Жертвами стали 66 человек из 100 пассажиров
30 сентября 1975. г.Бейрут. Рейс Будапешт-Бейрут, потерпел катастрофу в море при осуществлении посадки. Все 60 пассажиров погибло
01 июня 1976. г.Малабо. Столкновение с горой при заходе на посадку. 66 человек погибших.
02 декабря 1977. г.Бенгази. Из-за тумана исчерпал топливо в поисках запасного аэродрома и совершил жесткую посадку. Погибло 59 человек из 165 пассажиров
07 июля 1980. г.Алма-Ата. Потерпел катастрофу на взлете. Сдвиг ветра. Погибло 164 пассажира
16 ноября 1981. г.Норильск. Грубая посадка за 470 метров до ВПП из-за отказа руля высоты. Погибло 99 человек из 167 пассажиров
11 октября 1984. г.Омск. При посадке врезался в аэродромные машины. Ошибка диспетчера. Из 179 пассажиров выжил один человек.
23 декабря 1984. г.Красноярск. Пожар третьего двигателя и отказ гидросистем. Все 110 пассажиров самолета погибли.
10 июля 1985. г.Учкудук. Перегруженный авиалайнер свалился в плоский штопор на критических углах атаки по вине экипажа. Погибло 200 человек из 200 пассажиров
20 июля 1992.  г.Тбилиси. Потерпел катастрофу при взлете из-за перегрузки. Погибло 24 человек из 24 пассажиров. И еще 4 сотрудника аэродрома.
08 февраля 1993. г.Тегерана. Столкновение в воздухе с Су-22 ВВС Ирана. Погибло 131 человек из 131 пассажиров. 2 человека Су-22
22 сентября 1993. г.Сухуми. Поврежден сбит абхазскими вооруженными силами во время посадки в г. Сухуми. Экипаж попытался исправить ситуацию, но в результате грубого столкновения с ВПП. Погибло 108 человек из 132 пассажиров
03 января 1994. г.Иркутск. Пожар двигателя при взлете, вызвавший отказ гидросистем. Погибло 125 человек из 125 пассажиров
06 июня 1994. г.Сиань. Перегрузка и неверно настроенный автопилот. Погибли все 160 человек.
29 августа 1996. г.Лонгйир. Врезался в гору при заходе на посадку. Ошибка экипажа. Погибло 141 человек из 141 пассажиров
15 декабря 1997. г.Шарджа. Посадка до ВПП. Ошибка экипажа. Погибло 85 человек из 86 пассажиров
29 августа 1998. г.Кито. Прерванный взлет, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся. Погибло 70 человек из 91 пассажиров
24 февраля 1999. г.Жуйань. При снижении произошел отказ техники. Погибло 61 человек из 61 пассажиров
03 июля 2001. г.Иркутск. Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотирования. Погибло 145 человек из 145 пассажиров
04 октября 2001. Черное море 78/78 Ошибочно сбит ракетой украинских ПВО при учениях. Погибло 78 человек из 78 пассажиров
12 февраля 2002. г.Хорремабад. Разбился при снижении. Погибло 119 человек из 119 пассажиров
01 июля 2002. г.Юберлинген. Столкнулся в воздухе с Боингом 757 из-за ошибок диспетчера. Погибло 69 человек из 69 пассажиров
24 августа 2004. г.Миллерово. Взорван в воздухе террористом-смертником. Погибло 46 человек из 46 пассажиров
22 августа 2006. г.Донецк. Облет грозового фронта на предельной высоте. Сваливание в «плоский штопор». Погибло 170 человек из 170 пассажиров
10 апреля 2010. г.Смоленск. Разбился в условиях густого тумана. На самолете был президент Польши Лех Качиньский и представители различных ведомств. Погибло 96 человек из 96 пассажиров

Конструкторские особенности Ту-154М

Самолет обладал повышенной тяговооружонностью — 0,36. Для сравнения у Boeing 727-200 значение колебалось от 0,20 до 0,26. Избыток тяги не случаен. Решение позволяло эксплуатировать лайнер в высокогорье, при жарком климате и на взлетно-посадочных полосах от 1500 метров. Шасси с двухкамерными газомаслянными амортизаторами позволяли осуществить посадку на ВВП 2 категории и выдерживало многократные перегрузки. Для полета на высоте 11 000 — 12 000 км площадь крыла приняли 180 кв. м (Boeing 727 — 145 кв. м). Благодаря снижению удельной нагрузки на крыло (Ту-154 — 472 кг/кв. м; Boeing 727 — 602 кг/кв. м) получилось уменьшить топливные расходы самолета.

Авиалайнеры пользовались популярностью в Европе. Самолет был таким же экономичным по расходу топлива как зарубежные аналоги, но превосходил конкурентов в плане комфорта и безопасности. В капиталистических странах во главу всегда ставилась коммерческая прибыль. При разработке Ту-154 инженеры СССР в приоритет ставили безопасность. Именно по этой причине на авиалайнер устанавливалось 3 двигателя. Для уменьшения шума двигателей и снижения риска возгорания при аварийной посадке была разработана уникальная хвостовая часть самолета.

Ту-154 имел возможности для дальнейшего совершенствования. Так стали появляться версии:

  • Ту-154А. Модификация с двигателями увеличенной тяги НК-8-2У.
  • Ту-154Б. Авиалайнер с усиленной конструкцией планера для увеличения времени эксплуатации. Существовали версии с индексами 1 и 2 для сезонных режимов эксплуатации и повышенного количества пассажиров.
  • Ту-154М. С целью уменьшения расхода топлива самолеты стали компоновать двигателями Д-30КУ, а потом Д-30КУ-154. Двигатель обладал низким удельным расходом топлива — 0,69 кг/кг.ч. Двигатель JT8D-15A, разработанный для Boeing 737 в США расходовал 0,73-0,779 кг/кг.ч. Конструкторы уменьшили взлетную тягу на 500 кгс добавив тем самым больше надежности моторам. Для установки силовых агрегатов потребовалось переделать хвостовое оперение под новые герметичные мотогондолы. С целью улучшения маневренности изменены внутренние закрылки крыла.
  • В конце 80-ых на авиалайнеры стали устанавливать навигационный комплекс Жасмин. Оборудование позволяло управлять самолетом в режиме автопилота.
  • Ту-155/156. Уникальная разработка впервые поднялась в воздух в 1988 году в конфигурации с одним газовым двигателем и двумя обычными. На версии 156 силовые установки работали на газе, а на 155 газом пользовался двигатель № 3. Топливо в самолете хранилось при низких температурах в жидком виде. Ту-156 — это первый в мире самолет на жидком газе с использованием криогенного способа хранения топлива.
Ту-154 — единственный самолет способный летать к арктическим широтам без риска для авиалайнера. Часто использовался исследователями для этих целей.

Посадка ТУ-154 при трех неработающих двигателях 12 января 2000 года в Толмачева, рейс RA-85763

Краткое описание аварийной посадки ТУ-154:
Причина залипания золотников – самопальное эпоксидное покрытие изнутри цистерны автозаправщика в Радужном. Керосин растворил смолу, она налипла на золотниках, и при установке малого газа двигатели начали останавливаться.
Обстоятельства захода показывают капитана в лучшем виде. Ну, то, что пришлось на кругу сдергивать режим до малого газа – бог с ним, с кем не бывает.
Но у них еще был отказ КУРС-МП на 4-м развороте: увело влево так, что определились лишь за 5500 до торца: боковое 450, высота 270.
Капитан решил уходить на второй круг на двух двигателях, когда увидел, что идет под 25 градусов к посадочному курсу. И тут у них отказал второй двигатель.
Ситуация, приближающаяся к катастрофической: непосадочное положение, и уже не уйти на второй круг.
Вот тут надо отдать должное мастерству капитана. Увидев, что тут без дураков, смерть в глаза, он по команде штурмана «курс на ближний!» энергично выполнил S-образный доворот в сторону полосы, попал в створ, добавил до взлетного оставшемуся двигателю и с закрылками на 28 дотянул до полосы с запасом высоты. Торец прошел на 100 м, перед приземлением поставил малый газ… и третий двигатель на высоте 9 метров сдох. Приземление с перелетом 1200 метров, но впереди еще 2500 сухой полосы; тормозил аварийно… уж потянул рычаги – снес все 12 колес, но остался на полосе. Орёл. Ну, в рубашках родились ребята. (с) В.В. Ершов.

Комментарии к статье:

Author: Александр Захаркив