Язык Тролля и невероятный пеший маршрут по Норвегии

Язык Троллей - Норвегия

День седьмой, 25 августа
Язык Тролля, 22 км

Водопад Лотефоссен ( Låtefossen )

Утром, как только начало светать, поехали к знаменитому водопаду Латефоссен. От Одды до него ехать всего-ничего – минут 30.
Высота двух рукавов водопада Латефоссен 165 метров. Вода с гулом падает с этой высоты, прорывается под арки дорожного моста и вливается в бурную порожистую речку, несущую свои воды дальше по долине. Водопад находится прямо у дороги, и обычно здесь полно туристов, но в 7 утра здесь было безлюдно, а пупс еще спал в машине, поэтому мы с Сашей созерцали красоту водопада вдвоем.
Фотографии водопада Лотефоссен ( Låtefossen )

В долине Одда много и других, менее известных, но от этого не менее красивых водопадов, образованных таянием ледников.

Водопады Норвегии
Прокатившись по долине, мы вернулись в город, позавтракали, и поехали к исходной точке нашего самого грандиозного на тот момент похода в жизни – подъема на Язык Тролля.

Язык Тролля в Норвегии

Язык Тролля — каменный выступ на горе Скьеггедаль, возвышающийся на высоте 350 метров над озером, представляет собой отколовшийся кусок скалы, застывший на её краю в горизонтальном положении.
Как гласили оптимистичные источники, первую часть маршрута (одну из самых сложных) можно проехать на фуникулёре, но на деле он давно уже не работает, и приходится добираться от места парковки автомобилей до Языка Тролля на своих двоих почти 12 км и столько же обратно.
Мы приехали на парковку около 9 утра, но были далеко не первыми — машины здесь уже стояли. Познакомились с русским, переехавшим жить в Норвегию. Он-то нам и поведал про масштабность маршрута, мы, наивные, как-то попроще все это представляли. Но не отступать же, в самом деле! Поэтому собрали вещи, в рюкзак запихали самое необходимое, взяли кенгуру, пупса, 2-х литровую бутылку воды и двинулись в путь. На неработающий фуникулер с его 2560 ступенями решили не соваться, и, как правильные товарищи, бодрые, полные оптимизма и сил, пошли на подъем в лес. Но запала нашего хватило ненадолго. Идти было очень сложно – крутой подъем, корни деревьев, большие камни под ногами, на которые приходилось залазить, поднимая ноги почти на каждый шаг выше колена – как на очень высокие ступеньки. Явно сложнее, чем подниматься по правильным ступеням лестницы у фуникулёра, хоть изначально в это и не верилось. Шли в режиме экономии сил – 10 минут идем, минуту отдыхаем, потом перерывы становились все чаще и продолжительнее. Пупс наш кенгуру недвусмысленно игнорировал, и потому тусил на шее у папы, так что у того была еще дополнительная нагрузка – вот тут-то мы и поняли, как же здорово, что наш пупс такой компактный и легкий по сравнению с большинством ровесников. Пить хотелось безумно, взятые с собою припасы в виде 2-х литров воды кончились быстро, но благо горных речушек было навалом. В какой-то момент тропинка пересекла линию фуникулера, и каков же был наш шок, когда, посмотрев вниз и вверх, мы увидели, что преодолели только половину высоты фуникулера.

На самой вершине этого подъема мы сделали небольшой привал, пожевали местную чернику (зеленоватую еще, надо сказать), и двинулись дальше в путь, хоть ноги наши уже шептали, что устали — это была лишь маленькая часть пути, который ждал нас впереди.

Фотографии языка тролля в норвегии

Народу, помимо нас, шло довольно много, с разной степенью подготовленности, от молодых спортивных ребят, которые чуть ли не бежали играючи, как будто для них это был ежедневный утренний моцион, до пенсионеров, идущих с палками (что меня тоже искренне удивляло). К концу дня мы сбились со счета, сколько раз нам говорили, какие мы молодцы, что идем с ребенком, и планируем дойти до конца. И сколько раз у нас спрашивали, откуда ж мы такие отчаянные. Fantastic, heroes, so heavy way with a baby – почти каждый обгонявший или шедший нам навстречу считал своим долгом сказать что-то в этом духе. А Лукьяша был просто звездой, ему улыбались ну просто все без исключения.

Время от времени приходилось делать привалы – и самим отдохнуть, и карапузу дать походить.

Частенько утоляли жажду ледяной водой ручейков, бегущих среди камней. Ну и вкусная же была та вода…

Фотографии языка тролля в норвегии

Чтобы не сбиться с пути (а это очень актуально, когда опускается туман или темнеет), надо придерживаться обозначений маршрута – красная буква Т на камнях. Только тут дорога более-менее безопасная (хоть и не всегда она кратчайшая), проверенная миллионами ног. Поэтому шли, высматривая красные буквы на камнях и скалах.

Мы вышли на плато, потом пошел небольшой спуск, и идти временно стало легче. В какой-то момент пупс задремал, и ценой невероятной нашей ловкости, удалось-таки его пересадить в кенгуру и укутать пледом – нам-то было жарко идти, ибо усилия прикладывались нехилые, но, в общем-то, погода была довольно прохладная и промозглая.

Тут мы встретили русских, идущих уже назад (они в горах ночевали). И они на наши расспросы сообщили, что Язык Тролля вооооон на той стороне, еще часа 2 пути. И в тот момент мы хотя бы примерно осознали расстояние, а то нам все казалось, что вот-вот он появится, что мы уже практически дошли. Как говорится, «в каждом походе наступает момент, когда идти вперед уже далеко, а назад – уже глупо». Для нас это был именно такой момент.
Время близилось к обеду, и мы решили сделать привал, перекусить сами (а взяли мы с собой, наивные, всего-то пачку печенья Юбилейное), и покормить пупса, который к этому времени уже проснулся, деловито вошкался в кенгуру и недвусмысленно давал понять, насколько ему это не нравится.
Пока получивший свободу Лукьяша исследовал наши вещи, мы с Сашей пару раз сфотографировались))
Втроем
Пупсо-обед на вершине горы
Отдохнули – и снова в путь. Дорога то поднималась, то опускалась, петляя среди скал и ручейков
Фотографии языка тролля в норвегии
Мы шли вдоль озера, и эта красота вокруг определенно придавала сил. Фотки, как обычно, не передают всего.

Местами попадался снег…
… и ванночки – углубления в скалах, заполненные водой. Говорят, они хорошо прогреваются на солнце, и в них можно окунуться, но мы как-то не рискнули
Фотографии языка тролля в норвегии
И вот, наконец, за очередным спуск-подъемом показался Язык Тролля! Когда мы уже почти и не надеялись. И такое чувство в этот момент охватило – облегчение, радость, эйфория, разбавленные пониманием того, что еще столько же топать обратно. У Языка было прилично народа, некоторые из тех, кто обгонял нас по пути, узнавали нас и выражали своё восхищение. Меня тогда такая гордость охватила, что прям – уууух. Мы с годовалым ребенком дошли туда, куда не каждый-то взрослый сунется.
Казалось, что встать на эту скалу и глянуть вниз, должно быть страшно. Сотни метров под тобою – как минимум некомфортно. Но это не так. Дух захватывает ух как, понимаешь, физически ощущаешь, какая ты пылинка по сравнению с мощью природы! И это такое непередаваемое чувство, ничего общего не имеющее со страхом… Это надо почувствовать самому хотя бы раз.
Фотки совсем не передают всей красоты этого места…
Мелкопупс на Языке Тролля с папой…

… и с мамой.
К этому времени погода начала стремительно портиться, опускался туман, заморосил дождик. Но мы успели выпить с троллем за хорошую погоду, чтоб помог нам дойти обратно. А тролль оказался столь благосклонным, что обеспечил нам хорошую погоду до самого конца нашего путешествия по Норвегии. То ли вино из дьютика с парома пришлось ему по вкусу, то ли наше семейство ему приглянулось.

А мы тем временем отправились в обратный путь. Уже устали, замёрзли, а дождь всё не прекращался. Но мы держались, ведь дорога назад всегда чуточку проще хотя бы потому, что ты ее уже знаешь.
Туман стал таким густым, что ни видно было ни гор, ни озера, ни обозначения дороги, — ничего не было видно дальше 10 метров, мы шли как в молоке. Шли той же дорогой, по которой шли туда, и любовались режущей глаз яркостью воды внизу. А теперь в плотном тумане ничего этого не было видно.
Фотографии языка тролля в норвегии
Пупс с шеи папки переехал в кенгурушку, потому как стал засыпать на второй сон.
Дорогу капитально развезло, грязь хлюпала под ногами, кроссовки промокли насквозь. В какой-то момент мы даже перестали особо обходить лужи – грязные по колено и мокрые, мы старались только осторожно ступать по скалам – от дождя они были очень скользкими.
Один раз мы чуть не заблудились, но горный тролль помог нам – туман потихоньку стал редеть, отступать, оставляя после себя клочья облаков. Эти облака на глазах перемещались, меняли форму, крутились между горными вершинами, как будто тролль за поворотом курил трубку, а ветер раздувал дым от нее в разные стороны. Правду говорят, что норвежская погода может кардинально измениться всего за какие-нибудь 15-20 минут.
Фотографии языка тролля в норвегии
В горах ночью всегда холодно. Мы шли и чувствовали холодное дыхание вечера, не нужно было даже смотреть на часы, чтобы понять, что время клонилось к закату. Но мы все равно часто смотрели на часы, а время стремительно неслось вперед, начинало темнеть. Остаток пути, тот самый участок, который утром мы шли прогулочным шагом, еще не понимая до конца, какой это ничтожный отрезок по сравнению с длиной всего трека, мы стремились пройти так быстро, как только это позволяли наши силы.
Идти по лесу не было ни сил, ни времени, поэтому мы залезли на закрытый фуникулер, и пошли по его ступенькам вниз. Но даже тут приходилось останавливаться и переводить дух. И во время остановок, а потом уже и на ходу, мышцы ног начинали предательски дрожать. По ощущениям казалось, что мы за день преодолели марафонское расстояние.
Фотка не моя, было уже темно фотографировать, да и сил уже не было, но суть – 2560 ступенек, длиною 985 метров и высотою 470 метров, неработающего фуникулёра с кабелем в качестве перил, схвачена на ней очень хорошо)) Смотрю на нее сейчас – и не верится, неужели мы тут шли))
Фотографии языка тролля в норвегии
Последний час спуска доползли только на морально-волевых, к машине спустились уже в десятом часу вечера, хотелось там просто рухнуть на мокрый и холодный асфальт, и лежать, глядя в никуда, подставляя разгоряченное лицо дождевым каплям. Но вместо этого мы покормили пупса, перекусили сами, и вернулись в Одду на ночлег.
Итого в тот день мы прошли пешком почти 22 км по горной дороге, набор высоты был более 1000 метров (11 км в один конец, но если учитывать, что 10 метров набора высоты равны примерно 100 метрам пути, то реальная длина маршрута в один конец на 10 км больше, т.е. 21 км, а всего туда-обратно более 40 км – и это за день!)
Время в пути — туда 6,5 часов, назад 4,5 (учитывая срез по лестнице у рельсов неработающего фуникулера).
Вот так выглядел наш маршрут к Языку Тролля. Слева видно, какой идёт сразу набор высоты по лестнице.
Фотографии языка тролля в норвегии

Вот такой был наш первый в жизни опыт похода в горы.

Продолжение отчета о самостоятельной поездке по Норвегии на машине с детьми:

Норвегия. Как всё начиналось (подготовка, день 1, день 2, день 3)
Норвегия, часть 0. Стокгольм проездом.(День четвертый, 22 августа)
Норвегия. Столица. (День пятый, 23 августа)
Город Хеддал и его ставкирка в окружении великолепной природы Норвегии (День шестой, 24 августа)
Вёрингсфоссен (норв. Vøringsfossen) — самый высокий водопад Норвегии (День шестой, 24 августа)
Язык Тролля и невероятный пеший маршрут по Норвегии (День седьмой, 25 августа)
Посещение Kjeragbolten в самостоятельной поездке по Норвегии (День восьмой и девятый, 26-27 августа)
Берген достопримечательности (День десятый, 28 августа)
Сталхейм и самый длинный тоннель в Европе (День одиннадцатый, 29 августа)
Урнес и его деревянная церковь 1130 года постройки — отчет из поездки по Норвегии (День одиннадцатый, 29 августа)
Ледник Юстедальсбреен (Jostedalsbreen) — рукав Нигардсбреен в Норвегии (День двенадцатый, 30 августа)
Гейрангер фьорд (День тринадцатый, 31 августа)
Водопад Гудбрандсьюфет и Дорога Троллей в Норвегии (День четырнадцатый 1 сентября)
Атлантическая дорога в Норвегии (День пятнадцатый 2 сентября)

Карта достопримечательностей Норвегии с координатами всех мест