Куда пойти учиться на программиста в России

куда пойти учиться на программиста



Как обычно начинаю писать материал по тематике из-за обращения знакомых, которые спросили мнение автора статьи по поводу перспектив обучения их сына программированию в России. Сразу оговорюсь, что мнение в статье субъективное и непреклонное. Основанное на своем личном опыте и опыте знакомых IT-шников, в том числе программистов, которые сейчас работает в Англии, Швеции и США. И так приступим!

Немного лирики о высшем образовании в сфере IT технологий

Как взаимодействуют институты высшего образования и IT сфера в стране. Ответ будет просто. До недавнего времени — никак и это очень огорчает. В школах России до сих пор учителя информатики «мучают» детей изучение Basic (разработан в 1968 году) или Pascal (разработан в 1979 году). Особенно этим грешат региональные педагоги. Читатель должен помнить занудные уроки информатики из школьной программы. Напрочь отбивающие все желание развиваться в интересном направлении. Помните, ведь правда! Далее переходим в институт и сталкиваемся с педагогами уже давно не практикующими и преподающими старые языки в бесплатных версиях прошлых лет. Конечно это не относится ко всем ВУЗам и если вам повезет, то в Институте вы сможете изучить Java, PHP или даже Си++ , но это больше исключение из правил нежели закономерность. Да и время потраченное на получение этих знаний в Университете будет очень долгим. Поэтому, после окончания обучения в институте молодой программист попадает на работу и начинает переучиваться на курсах или самостоятельно. Отсюда вопрос — какой в этом смысл? Зачем бесполезно тратить 5 лет своей жизни ?

Автор статьи считает, что институт высшего образования в области программирования в России устарел. Есть ряд профессий не нуждающихся в трате 4-6 лет на обучение будущих специалистов. Лишь для обеспечения рабочих мест и для занятости значительной части молодежи государство поддерживает отсталую систему образования. Более того, для 60 % профессий в стране высшее образование не требуется по факту, но требуется работодателями. Для подтверждения данной теории предлагаю ознакомиться с книгой Юваля Ной Харари — 21 урок для 21 века:

Как вы понимаете именно школьно-институтский путь и прошел автор статьи, но это были далекие 2000-ые. Сейчас мир изменился и изменился очень сильно! Обучаясь на втором курсе Университета я уже знал больше, чем мой учитель по программированию. Конечно это было в далеком 2002 году, но и сейчас ситуация координально не изменилась. Глотком свежего воздуха в те времена для меня стал Центр Специалист при МГТУ им. Баумана, совой первый курс в центре подготовки ИТ-специалистов я прошел в 8 классе школы. Желание туда попасть исходило лично от меня — это важный момент в понимании того, есть ли у тебя или вашего ребенка интерес к программированию! Старым педагогам центра я благодарен за полученные знания по SQL, Delphi, Администрированию серверов и клиентов, по элементарной компьютерной грамотности. Преподаватели центра зародили новый тренд обучения программированию в России. Наглядный случай, когда группа единомышленников в одиночку смогла изменить что-то у себя на родине, не жалуясь на условия и отсутствие финансирования! С тех пор и по состоянию на 2023 год массовый процесс образования в IT технологиях идет по вектору развития через кратковременные курсы. Основными игроками образовательного рынка программирования являются центры:

Тенденцией последних 3-4 лет является резкое подорожание курсов по программированию из-за популярности развития профессии и востребованности услуги на рынке труда. Автор материала считает, что возможности людей должны быт одинаковые, вне зависимости от благосостояния семьи будущего программиста. Я категорически против того, как большие корпорации зарабатывают деньги на популяром тренде и потому выкладываю БЕСПЛАТНЫЕ УРОКИ на различные векторы развития в программировании (Автор материала будет благодарен за финансовую поддержку переводом на Сбер по номеру телефона 89779152576 любой суммы для поддержания проекта):

Перейти на Яндекс.Диска для ознакомления с бесплатными курсами по программированию

Список БЕСПЛАТНЫХ КУРСОВ по ссылке выше:

  • Основы программирования и баз данных;
  • Разработка мобильных приложений под Android (Полностью);
  • Разработка мобильных приложений под iPhone и iPad. (Уровень 1);
  • Python. Уровень 1. Основы программирования;
  • Python. Уровень 2. Объектно — ориентированное программирование;
  • Основы программирования в системе 1С 8.хх;
  • Основы сетей;
  • Создание Wi-Fi сети малого офиса;
  • Создание запросов в Microsoft SQL Server 2008 R2_2005 с использованием Transact — SQL PCRec.

По мере сил буду стараться дополнять материалы. Сейчас же предлагаю вернуться к теме и ознакомиться с вариантами развития юного ИТ-специалиста!

Оптимальный путь обучения для программиста

Плавно дошли до сути вопроса. Я расскажу как бы поступил на месте ученика 9 класса школы, желающего связать судьбу с IT технологиями. Пойти дальше учиться в 11 класс и продолжить обучение в Университете или получить среднее специальное образование. Мой ответ — совместить несовместимое. Важно получить знания в области программирования и собрать минимальный пакет документов подтверждающих квалификацию. Если к 9 классу у юного программиста есть осознанное желание развиваться в данном направлении, то смело можно поступать в техникум и параллельно проходить курсы на указанных выше площадках! К слову, за почти 20 лет трудовой деятельности диплом инженера-программиста у меня спросили всего один раз — в Академии МЧС России, но все же его спросили! Если же ты психологически еще не созрел, то лучше продолжить обучение в школе до 11 класса! План для будущего программиста от автора материала:

  1. После 9 класса получить среднее специальное образование по ИТ направлению (учеба в колледже и работа в ИТ сфере идет параллельно!);
  2. Устроиться стажером в IT компанию (учеба в колледже и работа в ИТ сфере идет параллельно!). Можно поработать полгода сборщиком ПК, потом перейти в 1С Франчайзинг на 1-2 года. А далее уже искать что-то более интересное;
  3. Во время получением среднего образования проходить курсы программирования в проверенных местах;
  4. Начать изучение английского языка — это 50% успеха для ИТ-специалиста;
  5. После окончания обучения собрать сертификаты, дипломы о среднем образовании и начать рассылать резюме в крупные компании: СберБанк, Лукойл и т.д. НЕ ТРАТЬТЕ ВРЕМЯ НА СТАРТ В НЕБОЛЬШИХ КОМПАНИЯХ — ЭТОТ ЭТАП ВЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ УЖЕ ПРОЙТИ ПОКА УЧИЛИСЬ В КОЛЛЕДЖЕ!

Это пошаговый план для ребенка, который к 9 классу уже точно знает, что хочет работать в IT. О том, как понять есть ли склонность у детей разного возраста к программированию и как приучить любовь к этому занятию я расскажу в следующей статье. Предлагаю разобрать каждый пункт по порядку. Перед разбором краткого плана предлагаю прочесть второй вариант развития в ИТ области.

Если юный кодер еще не уверен, что хочет заниматься разработками, то стоит попробовать второй вектор движения! Можно спокойно отучиться до 11 класса и потом поступить в высшее учебное заведение. Именно так в свое время поступил автор этих строк. Пройдя весь цикл школы я поступил в ВУЗ и уже в середине второго курса приезжал в Университет только на сессию проплачивая экзамены и зачеты! В итоге после 5 лет учебы я имел корочку, в которой написано: инженер-программист! Ну а в свободное от учебы время я работал программистом в ГУП МО МОБТИ и регулярно проходил различные курсы в МГТУ им. Баумана. На выходе я имел более качественные знания, чем любой студент моей ВУЗовской группы! Ко всему прочему уже как 3,5 года использовал полученные знания на практике! Большим дополнительным плюсом будет периодическое прохождение курсов от того же МГТУ им. Баумана в период обучения между 9 и 11 классами школы. Так ребенок еще в школьные годы поймет, склонен ли его мозг к монотонной и не самой веселой работе!

Среднее специальное образование в IT

Помним о том, что колледж — колледжу рознь! Обучаясь программированию в узкой сфере ребенок пройдет тематические дисциплины за 2 года (если колледж хороший и не занимается первые два года изучением школьной программы!). Преподавателями зачастую являются действующие специалисты по курсу лекций. Дети получают только необходимые знания по выбранной профессии в более короткие сроки, чем в Институте.  Если сравнивать знания ученика 11 класса школы и выпускника колледжа, который пришел в него учиться после 9 класса, то профессиональные знанию у последнего будут выше. Даже при недобросовестном обучении студента колледжа. Выбор программ обучения после 9 класса не очень велик, мой совет найти колледж по специальности: 09.02.03 – Программирование в компьютерных системах (ПКС). Задачей родителей является грамотный выбор места получения среднего специального образования для ребенка. К сожалению я не могу дать совет в этом плане, т.к. никак не связан с системой образования. Несколько ссылок для ознакомления:

  1. Синергия. Московский институт, при котором есть колледж для подготовки IT специалистов. Ссылка для изучения — https://synergy.ru/about/education_articles/speczialnosti/obuchenie_na_programmista_srednee_specialnoe_obrazovanie
  2. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» . Подробная информация по лицею — https://admission.mephi.ru/admission/liceum

Список лицеев и колледжей по программированию для разных регионов России размещен на этом ресурсе — http://www.edu.ru/abitur/act.21/fgos.230115/st.1/index.php

В какой вуз пойти учиться на айтишника, схемы развития !?

Среди Университетов России в подготовке технических специалистов всегда выделялся МГТУ им. Баумана. Собственно первый в России центр подготовки IT специалистов зародился именно в этом месте! Поэтому первым делом рекомендую обратить внимание на МГТУ им. Баумана. Вторым техническим Университетом с хорошим подбором педагогов является МИФИ. А замыкает тройку лидеров конечно МАИ. Отдельно хочется отметить Институт в городе Обнинске, ВУЗ готовит отличных специалистов не только в атомной сфере, но и в программировании. В других регионах к сожалению указать конкретные Университеты не могу! Но чтобы было легче ориентироваться в профессии выкладываю пару схем для наглядной демонстрации пошагового развития айтишника в программировании (скачать схему) и в WEB — программировании (скачать схему) 

Схема развития для начинающего программиста
Схема развития для начинающего программиста
Схема развития для WEB - программиста
Схема развития для WEB — программиста

Не стоит забывать, что есть еще разработчики Приложений (скачать схему) или программисты бухгалтерских программ 1C. Пожалуй самый простой старт для начинающего программиста будет именно работа с продуктами компании 1С — обратите на это направление внимание. Но не застряньте в этой рутине и обязательно развивайтесь дальше!

Схема развития для начинающего разработчика приложений
Схема развития для начинающего разработчика приложений

Работа в IT после 9 класса школы

В этой части статьи я разрушу миф о том, что работать можно только по достижению совершеннолетия. Именно таким аргументом было мое просиживание в школе до 11 класса. А про еще один миф о получении знаний в Университете в области программирования я рассказал выше. Казалось бы ребенку только 16 лет, он еще несовершеннолетний. Можно ли пойти ему работать, не будет ли из-за этого проблем у семьи? Ответ:

Согласно положениям «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (ст. 63)

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет

Лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

Согласно положениям «Семейного кодекса Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (ст. 69)

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Для препятствия устройству на работу после 16 лет никаких преград нет. У родителей не будет никаких проблем с законодательством и их точно не лишат родительских прав. Победив еще одну голову стереотипной гидры двигаемся дальше.

Найти работу в IT секторе для «послешкольника» сложно! Без опыта и каких-либо знаний самым правильным развитием будет поиск работы по знакомству. Кому нужен специалист, который только отнимает время от работы вопросами. Зарплата будет конечно же мизерная, если вообще будет. Но в данном случае это вообще не важно. Важен опыт, который получит ребенок на практике. Главным условием поиска будет работа в отрасли отображающей вектор обучения. Вот список некоторых профессий для школьника после 9 класса в IT: 

  1. Помощник администратора сервера и клиентов
  2. Консультант по 1С
  3. Стажер-программист по 1С
  4. Помощник администратора сайтов
  5. Стажер разработчика сайтов
  6. Помощник SEO оптимизатора
  7. Сборщик компьютеров
  8. Помощник мастера по ремонту техники

Список можно расширить до бесконечности, вектор направления должен быть понятен. Не стоит идти продавать компьютерную технику. И заниматься любыми типами продаж. Сборщиком ПК или помощником мастера по ремонту электроники еще можно пойти на короткое время. Лишним точно не будет. Какой вы программист, если не можете элементарно собрать и подключить компьютер для работы.

В Южной Кореи сотрудникам IT области выдают не готовые компьютеры, а набор элементов. Каждый сотрудник сам собирает себе систему и устанавливает ПО. Работодатель предоставляет все необходимое. И это один из способов проверки специалиста на компетентность. — из опыта знакомого IT-шника работающего на дочку Samsung

Курсы программирования для работника IT

Если вы смогли устроить ребенка в специализированный колледж или лицей и при этом он получил работу в нужной области, тогда к курсам стоит приступить только через полгода, год практической работы и обучения по среднему специальному направлению. Если получилось только поступить в учебное заведение, то курсы могут стать толчком для получения работы. Среди центров подготовки программистов и специалистов IT области рекомендую обратить свой взор на Mail Group и центр Специалист при МГТУ им Баумана (больше рекомендую этот). По окончании курсов эти две организации вроде помогают в трудоустройстве, сам не проверял — не знаю. В центре при Бауманке курсы имеют более короткое время прохождения (а потому предпочтительнее) и на порядок дешевле, поэтому в первую очередь стоит обратить внимание на этот центр. Особенностью занятий является возможность удаленного прохождения обучения (вебинар). Это в актуально для регионов, в которых фактически нет адекватных центров подготовки ИТ специалистов. Опробовал этот метод подготовки на себе и могу сказать, что технология действенная! Но есть одно условие — полученные знания надо сразу применять на практике. Искреннее желание усвоить материалы и применить полученные знания на практике — это важный аспект для обучения на курсах. Если вы заставляете вашего ребенка или самого себя на прохождение обучения, то толку от этого не будет. Ну и конечно практика, старайтесь развиваться поэтапно и сразу начинать применять полученные знания на практике!

По поводу 4, 5 и 6 пунктов рассказывать ничего не буду. Это связано с тем, что к этому времени у ребенка уже будет свое мнение и развитие пойдет по индивидуальному направлению.

Выводы о получении профессии программиста!

Я считаю, что оптимальным решением будет найти ненапряжное для обучения среднее или высшее образовательное заведение! Это позволит получить корочку, которую регулярно спрашивают в государственных компаниях и никогда не смотрят в коммерческих 🙂 Основные актуальные знания получать на качественных, но не долгих курсах узкой направленности. Такой подход позволит получить больше практических знаний, быстрее найти работы и применить умения на практике в айтишной компании. Но перед тратой денег на платные курсы, попробуйте посмотреть и изучить бесплатные материалы предоставленные в текущей статье — это поможет понять подходит ли вам деятельность и сможете ли вы так учиться! В последнее время стало модно проводить годовые курсы. Особенно этим грешит большие корпорации! Такие моменты я называю издержками капитализма и возможностью содрать с ученика больше денег. Не советую попадаться на такую удочку, если только другого варианта нет! Обращайте внимание на курсы длиной 2 — 3 месяца — максимум! Для начинающего специалиста важна практика, а полученных знаний на коротких курсах в том же центре Специалист вполне хватит для старта в IT области. Удачи и надеюсь я смог хоть немного помочь!

О том, как определить склонен ребенок к программированию и по другим вопросам развития детей мной будут подготовлены отдельные материалы. Следите за обновлениями на сайте!

 

 

 

Author: Александр Захаркив