
Середина 20 века — исключительное время для России и СССР. Страна семимильными шагами восстановилась после разрушительной войны 1941-1945 гг, но и стала мировым лидером в научной области. Давайте рассмотрим Советские нереализованные проекты, которые могли перевернуть мир и сделать страну могущественнее, но из-за бюрократической машины не доведены до ума.
Нереализованный проект Советского интернета
Я сам связан с IT областью и этот проект для меня как красная тряпка для быка. Жаль действительно талантливого ученого и одного из лучших математиков 60-ых и 70-ых годов Виктора Михайловича Глушкова. Жаль, что его гениальная идея загублена выскочками бюрократами, которые умеют только разглагольствовать. И так начнем по порядку. В 1962 году Косыгиным была поставлена задача разработать «Красный интернет». В 1966 году под руководством Глушково построена первая ЭВМ, под названием МИР-1 (машина для инженерных расчетов). На этом Виктор Михайлович не останавливается и активно ведет научную деятельность по объединению ЭВМ в одну сеть. Так появилась идея создать ОГАС (Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации). Полее подробно о этом проекте можно почитать в книге Бенджамина Питерса — How Not to Network a Nation: The Uneasy History of the Soviet Internet. — MIT Press, 2016.
В СССР все согласования делались очень долго. Несмотря на то, что Глушков был депутатом Верховного совета СССР это не сильно спасало ситуацию. В середине 70-ых годов было организовано строительство двух крупных центров ОГАС в Санкт Петербурге и Москве. Пытались запустить пробные проекты, но после скоропостижной смерти Виктора Михайловича в 1982 году разработка советского интернета фактически был заморожен. В 1989 году он был закрыт как неперспективный. К сожалению, кроме Глушков никто не лоббировал проект Советского интернета, а жаль ведь все могло быть иначе.
По замыслу Виктора Михайловича, после постройки двух центров в Москве и Санкт Петербурге уже через 2 года должен был произойти первый пилотный запуск Интернета между двумя столицами бывшего СССР. В некоторых аспектах Советский Интернет во многом опережал свое время:
- первые гипертекст, система ссылок, которая была положена в основу интернета, предложена была в СССР.
- ОГАС разрабатывалась для внедрения безбумажного документооборота
- планировалось использование естественного языка программирования (советский аналог Siri)
- безналичный расчет и запуск электронных денег рассматривался при проектировании (Проект советских e-money был подготовлен Глушковым еще в 1962 году, но тогда не вызвал интереса у руководства страны.)
ОГАС позволил бы более эффективно управлять народным хозяйством, поставить под контроль гигантские ресурсы, решить множество проблем которые экономика уже начала испытывать. В частности и дефицит товаров народного потребления. Однако, проект был реализован лишь частично — в виде автоматических систем управления на предприятиях. Но частичные методы проблемы не решили.

Цитата из книги Питерса:
«Советский Союз не смог построить интернет не столько из-за нехватки технологий или отсутствия частной собственности, — пишет Питерс, — сколько из-за невозможности протолкнуть столь масштабный проект через все ведомства, интересам которых он противоречил».
Отдельно хочется рассказать историю инженера Анатолия Китова, который еще в 1958 году создал компьютер М-100 (индекс 100 обозначал возможность выполнения 100 операций в секунду). Инженер даже направил Хрущеву материалы, названные «Красная книга». Но об этом в другой статье. Когда страница о проекте Китова будет готова ссылка на нее появится внизу этой статьи.
Неосуществлённые в СССР проекты скоростного железнодорожного сообщения
В 1964 году к Олимпиаде Япония запускает всемирноизвестную линию Синкансэн. Первый поезд перемещался по рельсам со скоростью 210 км/час. Сразу после Олимпиады в руководстве СССР было принято решение создать высокоскоростное железнодорожное сообщение в стране.
ЭР200 стал первым советским скоростным поездом. Опытный образец состоявший из 6 вагонов (2 головных и 4 моторных) был построен на Рижском вагоноремонтном заводе в 1973 году. В течении 6 лет проходила отладка,настройка и тестирование электропоезда.
Пилотный проект планировало запустить для соединения Москвы и Санкт Петербурга. Первый прогон скоростного железнодорожного поезда с пассажирами состоялся в 1979 году. Максимальная скорость достигнутая при движении состава составляла 160 км/час. Первый высокоскоростной железнодорожный поезд полностью разработанный в СССР отправился в свой первый рейс только в 1984 году. К этому времени высокоскоростные линии были уже в Италии, Франции и 20 лет уже существовали в Японии.

С 1984 года по 2009 год поезд ЭР200 эксплуатировался на линии между Москвой и Санкт Петербургом на постоянной основе. Скоростной железнодорожный поезд стал очередным нереализованным проектом СССР.

Советские шаттлы — реализованный, но не доведенный до ума проект СССР.
Не удивительно, что почти реализованным проектом бывшего СССР опережающим свое время была разработка советских шаттлов. Все знают Буран — вершину инженерной мысли советских ученных. Шаттл во многом опередил свое время, превосходил американские аналоги по ряду параметров. На Буране впервые в мире была применена технология автопилота.

Во время посадки шаттла Буран произошла интересная история. Космический корабль садился на автопилоте по заранее подготовленной траектории. Руководители полета были удивлены, что космический корабль изменил траекторию посадки. В воздух даже были подняты истребители для того, чтобы сбить шаттл. В итоге Буран беспроблемно сел на аэродром. После разбора ситуации оказалось, что компьютер сделал такой маневр, чтобы уменьшить скорость шаттла перед посадкой, посчитав ее завышенной. Автопилот разработанный советскими ученными справился с нештатной ситуацией и верно рассчитал новую траекторию посадки.
Но не многие знаю, что помимо Бурана планировалось запустить еще несколько шаттлов:
- Буря — второй аналог Бурана. К 1992 году был готов на 95%. В итоге был разграблен и частично вывезен заграницу.
- Байкал — советский шаттл рассчитанный на многодневное пилотирование в космосе. По состоянию на 1993 год — готовность 45%. Так же безвозвратно утерян.
Было так же заложено еще два, на тот момент «безымянных» изделия, «2.02» (готовность 10—20 %) и «2.03» (задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода).
Незавершенный советский проект сверхзвуковых авиалайнеров
И мы снова в 60-ых. Какие люди, какие проекты и какие идеи. Как жаль, что сейчас Россия уже не такая. 31 декабря 1968 года ТУ-144 совершил свой первый испытательный полет. Это был не просто самолет — это был первый сверхзвуковой самолет. Недостижимая для обычного самолета скорость в 2500 км/час просто поражала воображение. Свой первый регулярный рейс «Москва – Алма-Ата» Ту-144 совершил 1 ноября 1977 года. По состоянию на 16 мая 2019 года таких самолетов осталось 8 штук. Все они уже не летают, а находятся в музеях или на хранении.

Материал о незавершенных проектах СССР выходит длинным и интересным, поэтому мне придется разбить его на несколько частей. Продолжение скоро появится. Жду ваших комментариев, особенно если я где-то ошибся и написал что-то не то …