18 октября 2019 года получилось найти информацию с расшифрованных черных ящиков авиакатастрофы SSJ-100 в Шереметьево, произошедшей 5 мая 2019 года. На графиках виды постоянные колебания высоты при ручном управлении перед самой посадкой самолета. Классическая глиссада посадки предыдущего борта севшего на ВПП приведена для примера в виде диаграммы синего цвета. Возникает вопрос: почему пилот с 5000 налета не может плавно произвести посадку самолета? В статье Авиакатастрофа в Шереметьево я уже писал, что пилот с налетом 6800 часов не мог посадить самолет настолько плохо без явных на то причин. Черные ящики SSJ-100 подтвердили итоговые выводы написанной ранее статьи.
Из разговора со следователем:
… во время посадки были сложности пилотирования из-за непредсказуемого поведения электроники самолета …
На диаграмме выше красным цветом показан полет SSJ-100, а синий цвет обозначает посадку предыдущего авиалайнера. Вырезан участок перед самой посадкой, до этих колебаний все шло в штатном режиме. Невооруженным глазом видны существенные колебания, которые наблюдаются во время завершающей стадии полета. В момент посадки складывается и вовсе удручающая ситуация, которая приводит уже не к посадке, а к прыжку самолета на взлетную полосу.
Выжившие пассажиры единогласно утверждают об очень сильном первом ударе при посадке на взлетно-посадочную полосу в Шереметьево. На графике видно, что происходит двойное отклонение от нормы.
Но самое интересное не это, а что произошло за пару секунд до этого. Посмотрим на участок диаграммы, где пилоты джойстиком пытаются вывески самолет SSJ 100 на правильную траекторию. К моменту поступления команды от пилота через джойстик управления, рули высоты уже начали самостоятельное изменение параметров. На верхней части рисунка отображаются реальные действия механизмов самолета, а на нижней части команды поступающие с джойстика управления SSJ-100.
По информации из черных ящиков SSJ-100 электроника сама принимает решения, что на исправном самолете быть не должно. При заходе самолета на посадку в режиме Direct Mode садится авиалайнер уже в режиме Electric Emergency Configuration. После первого удара о взлетную полосу и полного отказа электроники набрать высоту было невозможно. Пришлось сажать самолет хоть как-то.
Из летчиков пытаются сделать обычных водителей, путем полной автоматизации управления самолетом, на мой взгляд это неправильно. Зачем вводить новые электронные системы в тех узлах, с которыми прекрасно справляются механические элементы управления? Почему нельзя было использовать на SSJ 100 проверенную 30 летним сроком эксплуатации шасси от ТУ-154, немного ее доработав? Как можно размещать двигатели рядом с топливными баками, ведь советские конструкторы не просто так разместили их в хвосте ТУ-154? Остается много вопросов к разработчикам и топ менеджерам, ставящих в угоду коммерческую прибыль, а не имя и надежность!