27 декабря 2019 года в Казахстане произошло крушение самолета в аэропорту города Алма-Аты, выполнявшего внутренний рейс Z92100. Авиа катастрофа произошла со среднемагистральным авиалайнером Fokker 100 (Фо́ккер 100) в 7 часов 23 минуты во время взлета с ВПП. На борту находилось 5 членов экипажа и 93 пассажира из них 8 детей. Список погибших в катастрофе в Казахстане по состоянию на 10 января 2019 года:
- Мурат Ганиевич Муратбаев — командир экипажа, 1962 г. р. Скончался на месте катастрофы.
- Николай Андреевич Асташев, 1971 г. р., скончался на месте ЧС.
- Рустам Есимханович Кайдаров, 1940 г. р., Скончался на месте ЧС.
- Бауржан Серикович Калиев, 1974 г. р.. Скончался на месте ЧС.
- Базархан Карибаева, 1951 г. р.. Скончалась на месте ЧС.
- Аршат Исина, скончалась на месте ЧС.
- Абай Жаугаштаевич Нурбеков, 1986 г. р.. Скончался на месте ЧС.
- Сания Аманжол, скончалась на месте ЧС.
- Дана Арыстанбаевна Круглова, 1984 г. р.. Скончалась на территории аэропорта.
- Каирхан Идиканбекович Туматов, 1955 г. р.. Скончался в аэропорту.
- Имина Фатиевна Оспанова, 1963 г. р.. Скончалась в больнице.
- Валерий Ануфриев, скончался в больнице.
Среди погибших все граждане Казахстана. В жилом доме, на который рухнул самолет Fokker 100 в момент падения никого не было. Благодаря тому, что лайнер не загорелся при ударе об землю удалось избежать большого количества жертв. При катастрофе SSJ-100 в Шереметьево именно пожар стал основной причиной такого количество человеческих потерь.
Расшифровка переговоров пилотов самолета с диспетчером аэропорта Алма-Ата
Оба черных ящика были найдены на месте авиа катастрофы. Оборудование не пострадало и было расшифровано на следующий день местными специалистами из Казахстана. Разговора командира воздушного судна с диспетчером подтверждает, что самолет выходил на рулежку и взлет в штатном режими. Предлагаю ознакомиться с финальным отрывком из расшифрованной в черном ящике информации:
- Диспетчер: Bek Air 2100, Алматы-Вышка. Рулите. Bek Air 2100, исполнительный 05 правая [ВПП], взлёт по команде.
- КВС: Bek Air 2100, к взлёту готовы.
- Диспетчер: Bek Air 2100, понял, ждите. Bek Air 2100, ветер 040 градусов, 05 правая, взлёт разрешаю
- КВС: 05 правая, 2100, всего хорошего, хорошего дня вам!
- Диспетчер: Доброго пути!
На представленном ниже видео показана вся масштабность катастрофы в Казахстане. Самолет получил значительные повреждения, жилые строения полностью разрушены.
Видео с места авиа катастрофы самолета в Казахстане
Классическая компоновка фюзеляжа самолета Fokker 100 (Фо́ккер 100) позволила избежать большего количества жертв. Расположенные, по аналогии с Советским самолетом ТУ-154, двигатели хвостовой части авиалайнера не стали детонатором пожара. Разлитый авиационный керосин не соприкоснулся с раскаленными турбинами. Именно по этой причине такое строение самолета является самым правильным конструкторским решением. А вовсе не нацеленные на получение максимальной прибыли варианты от Боинг и Аэробус.
Хронология событий крушения самолета компании Bek Air
Основной версией авиа катастрофы под Алма-Атой является отказ двигателей. Во время взлета Fokker 100 (Фо́ккер 100) теряет тягу, дважды цепляет хвостом взлетно-посадочную полосу, уходит вправо и падает вниз. Скоротечность событий не позволила пилотам беспоследственно посадить самолет за пределами ВПП. Все решилось в течении 5 минут, а полна хронология катастрофы. самолета в Казахстане имеет следующий вид::
- 05:35 — начало посадки пассажиров;
- 06:35 — завершение посадки;
- 07:05 — завершение погрузки в самолет багажа и груза;
- 07:18 — вылет рейс Z92100 из аэропорта города Алма-Ата;
- 7:21 — метка самолета пропала с радаров диспетчера;
- 7:24 — по тревоге подняты спасательные службы аэропорта.
На схеме полета ниже представлен трек движения самолета. Зеленым цветом обозначена траектория полета при взлете и последующем падении. Для лучшего представления картины приведены данные высоты полета и скорости самолета во время пилотирования.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО САМОЛЕТУ ФОККЕР-100:
Схема расположения салона в самолете Fokker-100